Толчком
к написанию этой статьи стала отвратительная ситуация с очень
несовершеннолетней девочкой, у которой самовлюбленный и тщеславный родитель
отнял нормальное детское детство. Я сама училась в МГУ и поэтому довольно
болезненно отношусь к длящемуся там преступлению – другое слово подобрать
трудно!
Высшее
образование потому и называется «высшим», что дает «путевку» во взрослую жизнь с ее ответственностью за себя и
тех, с кем тебе дальше придется работать. Конечно, бывает, что произошла ошибка
и выбран не тот вуз, и только позже понимаешь, что «зашел не в ту дверь». Очень
часто в свой первый вуз человек поступает не по своему желанию, а по предпочтениям
и возможностям родителей. Да и откуда вчерашнему школьнику знать, что ему будет
нужно в будущем, какие знания и навыки? А для многих профессий личный жизненный
опыт просто необходим – психология, например. Так для чего или для кого
«учится» на психолога эта «экспериментальная» девочка?! Чьей «душе» (психе –
душа) она сможет помочь? Или вот другая девочка, которую обязательно «протащат»
в МГИМО. «Петр Первый был мужем
Екатерины Второй и выгнал ее из дома, потому что она спала с жеребцом» - после
такого «откровения» результаты ЕГЭ у нее отличные.
Разум
человеку дается в семье. Интеллект – в основном в школе. И это ступени жизни, которые могут быть очень опасными для
настоящего и будущего каждого человека. «Интеллект и разум, братцы, могут не
состыковаться!» Что мы сейчас и наблюдаем. Надеюсь, что этот «квест» скоро все-таки
закончится. Да и статья–то не о том.
Ничего
сейчас не вызывает такого сожаления, как современная средняя школа.
Бесправность учителей и все увеличивающаяся наглость и безнаказанность учащихся и их родителей низводит качество образования до уровня
«подавитесь вашим дипломом, только отстаньте». Быть учителем становится опасно
– любая недовольная или честолюбивая школьница вполне может обвинить учителя в
педофилии или домогательствах и посадить
на долгие годы. Или оклеветать и подставить под «горячую руку» родителя,
который разбираться и искать правду не будет. Это чудовищно!
Ответственность
учеников за свое поведение практически исключена – всегда и во всем виновата
школа. Меня потряс один случай, который в советское время даже и представить
было бы невозможно. Ученик в свободное от занятий время, в воскресенье, далеко
от школы, в каких-то сараях подрался и
убил ножом своего приятеля – уволили директора школы!!! Оказывается, директор
был обязан неусыпно наблюдать за
всеми учениками и днем и ночью! Представляете??? То есть, уволить (выгнать!)
заслуженного учителя и сломать ему жизнь можно, а вышвырнуть из школы
малолетнего подонка нельзя?! Так кого у нас становится больше? Риторический
вопрос! В советской школе этот вопрос решился бы однозначно.
Если
закон не способствует поднятию авторитета и уважению учителя, то и ученики их
уважать не будут – и учителей, и сами законы
тоже. А зачем? Мотивации-то нет! Конечно, можно было бы поговорить и о самих
учителях, которые далеко не всегда достойны уважения, но «каков поп, таков и
приход».
Я
много слышу рассказов о положении в школах. Конечно, не во всех. Там, где
директор с сильным характером и может постоять за себя и коллектив, там
обстановка нормальная. Или почти нормальная. Но все равно – до советской школы
им далеко! В начале «перестройки образования» многие «реформаторы школы» вопили
– в СССР «очень средненькое образование», а теперь… Дикторы центральных телеканалов
не умеют грамотно построить фразы на русском языке – они родной язык знают
хуже, чем английский, и слушать их без словаря невозможно. Браво! А про
самозваных «телеведущих» и говорить смешно – безграмотная клоунада, состоящая
исключительно из сленга и слов-паразитов. Чего стоит одно только название новой
рубрики на московской канале - «Топим
за весну.»! Как Му-му, что ли?
Да
что это я так «разошлась» - ругаю и ругаю современную школу! А разве все было
так уж гладко в советской, когда я училась?
У
нас мальчишки толпой избили физрука. Но за что? За то, что он лично
присутствовал в медкабинете и «тестировал» девочек на наличие «критических
дней». Хорошо получил, крепко. Сам ушел потом. Наша классная руководительница,
тетка жирная, грубая и алчная, требовала себе дорогие подарки на все праздники всех народов
мира и безжалостно травила тех, кто отказывался их
делать. Например, меня.
Да вы сами знаете, что и тогда всякой дряни
хватало, нечего о ней и говорить. Расскажу о гениальных учителях, у которых мне
повезло учиться.
Учитель
физики, 8 класс. Представьте себе ситуацию – вы входите в кабинет физики в
новой для себя школе… и что вас встречает? К вам подходит очень-очень странный,
квадратный человек ростом не выше 150см.
Он абсолютно лысый, плечи его пиджака
густо усыпаны крупной перхотью. Лицо наискось рассечено страшным шрамом, одного
глаза нет. Отсутствует и предплечье правой руки. Передняя часть костюма и особенно
ширинка сильно перемазаны мелом и остатками еды. Это и был учитель физики. Он
демонстративно осмотрел меня с ног до головы и «поздоровался»: «Ну вот, еще
одна дура заявилась! Мало нам своих придурков! Чего пялишься, тупица? Иди,
садись!»
Как
вы понимаете, моя челюсть тут же
отвалилась и больно ударила по коленке – такого учителя просто не могло быть!
Но именно в тот момент в моей жизни появился настоящий учитель! Он ругался, оскорблял нас, унижал, смеялся над
нами, мог даже шлепнуть указкой, но, Боже мой, как же мы его любили!!! Его
уроки освещались какой-то магией, и физика была богиней, о которой он рассказывал
с восторгом человека, получившего высшее знание из Высших Сфер! Его уроки не
пропускал никто. Нам было невероятно интересно! Мы старались быть достойными
его «четверок», а получить их было очень непросто. Мы учились, мы брали у него
знания, а он их щедро нам отдавал.
Когда
он умер, рыдала вся школа. На похороны приехало столько людей, что милиция даже
насторожилась, уж не Брежнева ли хоронят…Нет, это ученики прощались со своим учителем физики. Простым
учителем. Возможен ли сейчас такой
учитель? Не уверена.
Учитель русского языка и литературы.
8й класс. Как я писала
выше, моей учительницей литературы с 5го по 8й класс была наглая хамка с
голосом Иерихонской трубы и культурой Держиморды, но она была членом партии, а это означало,
что она всегда и во всем права. Она
заставляла нас заучивать наизусть биографии членов Политбюро ЦК КПСС и ставила
за это оценки. Все ясно, да? Конечно, за такое рвение она стала «заслуженным
учителем», т.е. вне критики. Даже когда объясняла, что «вал это такой ров», а кикимОра у нее была
«болотистой».
За
эти годы я привыкла, что литература это скучнейшее копание в жизни и характерах
героев, которых начинаешь ненавидеть уже на первом уроке. Но с переходом в
другую школу вдруг неожиданно выяснилось, что литература это жизнь! Да такая,
что дух захватывает! А у меня снова появился настоящий учитель.
Сам
материал учительница «подавала» традиционно, не отходя от учебной программы. А
вот на опросах начиналось волшебство! Мы никогда не знали, что ждет нас на ее уроках, и в этом была главная интрига! Учитель могла попросить пересказать
«Вия» так, как мы его понимаем, написать короткое сочинение «Чем мне нравится
Печорин» или «Какие черты Татьяны Лариной вызывают у меня неприязнь». Тут уж не спишешь, тут надо знать и понимать
произведение. И думать самому – что называется, «ломать голову». И это еще
«цветочки» - «ягодки» были куда «вкуснее». Например, сочинение «Зависть белая и черная и ее воздействие на личные
отношения. На примере литературных героев и своем собственном опыте». О, какие
потрясающие писались сочинения! Вы осилите? А современный ученик сможет осмыслить, прочувствовать и связать все эти понятия? Не уверена.
На уроках мы спорили, кричали, доказывали свою правоту. Мальчишки даже дрались «на
дуэли» за свои убеждения и приходили домой с «фонарем» под глазом «за княжну
Мери»! Сейчас – дуэли??? Смешно хохотать! Отметелить толпой, ногами лежачего «ботаника» - это да, (пусть не
выпендривается, козел), но за какую-то там «княжну мери»…
Так
мы учились думать, сравнивать, сочувствовать, понимать. Так мы учились
говорить, фантазировать, сочинять, писать. Так мы учились культуре в высшем понимании
этого слова. Конечно, скажет кто-то, времена были другие, и само будущее
ожидалось добрым и светлым. Но «весь пар ушел в гудок», увы!
Вы
знаете, что меня радует? Что я уйду до того, как во власти в России окажутся «люди–агрегаты по переработке всевозможно-
всяческой пищи на дерьмо»,
когда «на планете вместо светочей ума, встанут эвересты нашего (ихнего) дерьма!».
Это не мое, это написал гениальный, но умышленно забытый Роберт Рождественский.
Он ЭТО давно предвидел – «а куда нам, мыслить? А чего нам - мыслить? Это ж самому себе веревочку
мылить!»…
И
этих «людей - агрегатов» с каждым днем становится все больше и больше, они легко
завоевывают мировое пространство. А мы уже ничего не сможем им
противопоставить… Они, которые «Мы тут
власть!» уже на подходе… «Кто у вас на должности хозяев истории? А
ведь ее хозяева, извините, мы!» ГРУСТНО….
С
уважением, Славина И.Г.
Москва. 11.02.2022г.
P.S.
Очень рекомендую прочитать поэму «О разных точках зрения» Роберта
Рождественского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий